Расчет расхода ресурса самолетов и двигателей
Для расчета расхода ресурса составляется планграфик самолето-двигательного парка, в котором приводятся расчеты, определяющие людские и материальнотехнические возможности, обеспеченность самолетами и двигателями и наиболее целесообразное расходование этих ресурсов в течение года.
При расчете расхода ресурса самолетов определяют следующие показатели:
— потребный годовой налет списочных (штатных) самолетов;
— потребное количество летных дней (ночей) в течение года для выполнения плана летной работы;
— располагаемое количество рабочих дней (ночей) в году;
— среднее потребное число часов налета группой самолетов в один летный день (ночь) для выполнения годового плана летной работы;
— планируемый средний годовой налет на один списочный самолет; .
— среднее количество самолетов для обеспечения планируемого налета в один летный день (ночь), т. е. среднее количество самолетов, которое необходимо выделить на каждый день (ночь) полетов;
— средняя максимальная неисправность самолетного парка (в процентах или в единицах), которую можно ежедневно допускать в течение года, чтобы она не отразилась на выполнении плана летной работы;
— общие «потери» рабочих дней всего самолетного парка на проведение регламентных работ, профилактического ремонта, замены двигателей и заводских доработок, простой неисправных самолетов и потери на других заданиях в течение года.
В процессе расчета расхода ресурса самолетного парка составляют таблицу с исходными данными (табл. 6.1), определяют летные показатели (рассчитывают по формулам) и сводят их в таблицы (табл. 6.4 и 6.5). В табл. 6.4, 6.5, 6.6 соответственно показаны годовой расход ресурса авиационной техники в текущем году, предполагаемые простои авиационной техники в течение текущего года при выполнении различных работ и
состояние самолетного парка на 1 января текущего года.
Исходные данные для расчета
Сведения о самолетном парке по состоянию на 1 января текущего года записываются в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Летные показатели |
1. Потребный годовой налет списочных (штатных) самолетов (НГОд)’
НГОд = ПіКі + П2К2 + Нреа, (1)
Кі — количество экипажей руководящего летного состава авиационного парка;
П2 — налет в течение года, установленный каждому экипажу рядового летного состава, час;
Кг — количество экипажей рядового летного состава авиационного парка;
Нрез — планируемый резервный налет для внеплановых заданий авиационного парка, час.
2. Потребное количество летных дней (ночей) в течение года для выполнения плана летной работы
где Лнед — количество летных дней в педелю;
м — количество летных недель в году (зимнем, летнем периоде).
3. Располагаемое количество рабочих дней (ночей) в году (Дгод):
Дгод=Ф-У, (3)
где Ф — количество дней календарного года;
У — нерабочие дни, занятия и др. .
4. Среднее потребное число часов налета группой самолетов в один летный день (ночь) для выполнения годового плана летной работы (Нл. д):
5. Планируемый средний годовой налет (исходят из предположения, что все самолеты имеют в среднем близкие между собой налеты) на один списочный самолет (Hr. н):
где Сс. с — списочный состав самолетного парка, ед.
6. Среднее количество самолетов для обеспечения планируемого налета в один летный день, т. е. среднее количество, которое необходимо выделять на каждый день (ночь) полетов:
■ С„г=-^; (6)
Н. = ДВи (7)
где Сст— среднее (стартовое) количество самолетов, которое необходимо выделять на каждый день полетов;
Д — продолжительность стартового времени в летный день, час
Вст — норма времени планируемого среднего налета на один летающий самолет за стартовое время, °/о (0,4, или 0,5, или 0,7 и т. д.).
7. Средняя максимальная неисправность самолетного парка в °/о, которую можно ежедневно допускать в течение года (сюда же включаются самолеты, выполня-
_ • 1
ч
ющие другие задания), имея в виду обязательное выполнение плана летной работы (Сц):
• С„ = £од_]00 т (8)
Агод ‘—с. с
где Дгод — количество рабочих дней в году;
Пгод — общие предполагаемые «потери» рабочих • дней всего самолетного • парка за год при проведении на самолетах различных работ.
8. Общие потери рабочих дней всего самолетного парка на проведение регламентных работ (Пр. р), замену двигателей (П3.д), профилактический ремонт (Пщ)), заводские доработки (П3ав. дор), а также потери на простой самолетов неисправными (Пн) и на другие задания (Пд) в течение года (ПГОд):
ПгодПр. р + П3.д + Пар + Пзав. дор + Пн + Пд. (9)
9. Простой каждого самолета на регламентных работах в течение года (Пр. р ):
Пр. р = К25В25 + К50В50 + КюоВюо + * * * + КА, (10)
где К25, К50, Кюо, Кх — общее количество 25-, 50-,
100- и л:-часовых регламентных работ, запланированных для выполнения в новом учебном году всему самолетному парку;
В25, В5о, Вюо, Вд: — нормы времени в рабочих
днях, затрачиваемые при выполнении соответственно 25-, 50-, 100- и х-часовых регламентных работ.
Планирование отхода авиационной техники на регламентные работы, замену двигателей, капитальные и профилактические ремонты и заводские доработки по существующим бюллетеням рекомендуется проводить по табл. 6.2.
10. Простой самолетов в рабочих днях при замене авиационных двигателей в течение года (П3.д):
П3.Д = Кв. дВз. д, (11)
где Кз. д — количество самолетов, на которых запланирована замена авиационных двигателей в текущем году; —
В3.д—норма времени в рабочих днях, затрачиваемая на замену одного авиационного двигателя.
11. Простой самолетов в рабочих днях в течение года при проведении на них профилактических (средних) и капитальных ремонтов (П„Р):
ППр = КпрВпр» (12)
где Кпр — количество самолетов, на которых планируется проведение профилактических (средних) и капитальных ремонтов в текущем году;
Впр—норма времени в рабочих днях, затрачиваемая на один самолет при проведении профилактических (средних) и капитальных ремонтов в текущем году.
Таблица 6.2 (Пример заполнения)
|
12. Потери рабочих дней на выполнение различных заводских доработок на самолетах в течение года
(Пзав. дор) Г
где Кзав. дор — количество самолетов, на которых предполагается выполнять заводские доработки в течение текущего года;
Взав. дор — норма времени в рабочих днях, затрачиваемая на один самолет при проведении заводских доработок.
Эти данные берутся из опыта прошлых лет. Кроме того, руководствуются поступившими заводскими бюллетенями.
13. Простои самолетов в рабочих днях в течение года при устранении на них неисправностей и замене деталей или агрегатов (Пп):
* Пн = С0.оВн, (14)
где Сс. с — списочный состав самолетного парка;
Вн — норма времени в рабочих днях, затрачиваемая при устранении неисправностей и замене деталей (агрегатов) на одном списочном самолете в течение года.
Нормы времени В25, В50, Віоо, В*, В3.д, Впр, Взав. дор> В„ для каждого типа самолета будут свои и определяются из опыта работы технического состава предыдущего года.
Очевидно, все эти простои и потери времени для технического состава являются трудовыми затратами.
Пример определения летных показателей
Предположим, что сведения о самолетном парке по состоянию на 1 января нового года составлены (табл. 6.2). Продолжительность стартового времени в летный день Д — 6 час (берется с летного плана). Пользуясь формулами (1) — (14), определяем:
1. Потребный годовой налет самолетов
Нгод=ПхКі + П2К2 + Нрез = 100 • 22 + 80 • 30 +
. +400 = 5000 час, .
где Пі = 100 час, Кі = 22, П2 = 80 час, Кг = 30 и Нрез — = 400 час берутся из летного плана.
2. Потребное количество летных дней (ночей) в течение года для выполнения плана летной работы
Лгод=Лнед (Мі + М2)= 2 • (20 + 30) = 100 дней (ночей),
где Лнед = 2 ~ количество летных дней в неделю;
Mi = 20 — количество летных недель в зимний период;
М2 = 30 — количество летных недель в летний период.
Цифры зимнего и летнего периодов берутся из летного плана. .
3. Располагаемое количество рабочих дней (ночей) в году
ДгОД = Ф — У = 365 — 60 = 305 дней (ночей).
4. Средний налет часов в один летный день
Н„д= Нг-~- — ^5? — 50 час! день. д Лгод 100 ‘
5. Средний годовой налет на один списочный самолет
Нг. я — нГОд __5000 % час/самолет.
Со. о 30
6. Среднее количество самолетов, которое необходимо выделять на каждый день (ночь) полетов:
Сот= -Нд‘д-= ■ -50— 14 самолетов.
ДВст 6-0,6
Оказывается, для выполнения плана достаточно производить полеты не на всех 30 самолетах, а всего лишь на 14, на остальных же можно организовать выполнение регламентных работ, заводских доработок, устранение неисправностей и выполнение других работ, технический состав с этих самолетов использовать на других трудоемких работах, например, на замене двигателей, расстыковке фюзеляжей и др. ‘ , .
Кроме того, когда на старте находится меньше самолетов, на них можно более -интенсивно организовать полеты и обеспечить непрерывное наблюдение за каждым самолетом, находящимся в. воздухе. К тому же подготовка самолетов к очередному вылету будет производиться без спешки, суеты и опозданий, четко будет выполняться плановая таблица и эффективнее использоваться авиационная техника.
7. Потери рабочих дней самолетами вследствие проведения на них различных работ:
Пгод Пр. р +■ Пз. д ППр “I — Пзав. дор ————————
= 392 + 50 + 300 +120+ 120 = 982 самолето-дней.
Составляющие этого выражения определяют так:
1) После определения среднего налета на один самолет (167 час/самолет) составляют табл. 6.2 и, суммируя данные в графах 4, 5 и 6 для всего самолетного парка, находят общее количество самолетов, на которых в течение года потребуется провести 25-, 50- и 100-часовые регламентные работы (в примере К25 = 98, К50 = 49 и Кюо = 49 самолетов). На выполнение 25-часовых регламентных работ требуется 1 день (В25 =1), 50-часовых — 2 дня (В50 = 2) и 100-часовых — 4 дня (В10о = 4). Тогда количество рабочих дней на выполнение регламентных работ на самолетах всего парка составит
Пр. р = К25В25 + К50В50 + КюоВюо = 98 • 1+49-2 +
+ 49.4 = 392 самолето-дней.
2) Исходя из годового плана налета НГОд = 5000 час, потребуется за год установить примерно 25 (Кз. д = 25) двигателей с 200-часовым ресурсом. В результате затраты времени на замену авиадвигателей (при затрате двух рабочих дней — В3.д = 2—на замену одного двигателя) составят
# ■
П8.д—К8.дВ8.„ = 25 -2 = 50 самолето-дней.
3) Затраты времени на профилактический ремонт (ППр) берутся на основании плана отхода самолетов в профилактический (средний) ремонт. Если профилактический (средний) ремонт на одном самолете выполнять за 20 рабочих дней (Впр = 20), то для 15 самолетов (Кпр = 15) общие затраты составят
ППр = КпрВПр= 15 • 20 = 300 самолето-дней.
4) Предположим, что на заводские доработки будет затрачено в течение года по четыре дня. на каждый самолет (Взав. дор = 4). Тогда общие потери рабочих дней па заводские доработки составят (Кзав. дор = 30, так как доработки надо делать на всех самолетах)
Пзав. дор ■—- Квав. дорВвав. дор — 30 •’ 4 —- 120 СаМОЛЄТО-днЄІЛ.
5) Также будем считать, что на устранение неисправностей потребуется в среднем в течение года по четыре дня на каждый самолет (Вн = 4). Тогда общее количе
ство рабочих дней, израсходованных на устранение неисправностей на самолетах (Сс. с = 30), будет равно
Пн = С0.оВн== 30 • 4 = 120 самояето-дней.
6) Далее определяем, какую среднюю максимальную неисправность самолетного парка (в %) можно ежедневно допускать в течение года, имея в виду обязательное выполнение плана летной работы:
982 • 100
30 • 305
Снеио ^ 3 — 4 самолета.
Это значит, что при выполнении всех перечисленных выше работ только три — четыре самолета ежедневно не будут участвовать в полетах, т. е. они будут считаться неисправными.
При необходимости аналогичные расчеты производятся для 85, 90, 100 и ПО летных дней и полученные результаты сводятся в табл. 6.3.
Количество планируемых летных дней в году |
Средний планируемый налет самолетов в день |
Потребное количество самолетов для выполнения запланированного налета в летный день |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
85 90 95 100 ПО И т. д. |
Результаты подсчетов сводятся в табл. 6.4, 6.5, 6.6.
Сводная таблица годовых показателей авиационного обеспечения плана летной работы
Количество рабочих дней в году |
Планируемый годовой налет авиапарка. час |
Пчанируемый расход летных часов в периоды |
Количество летных дней в году |
Планируемый средний налет в летный день стартовыми самолетами. час |
Средний годовой налет на один списочный самолет, час! само лет |
Потребное количество самолетов (участвующих в полетах) для выполнения плана в летный день, ед |
Средний ежедневный процент неисправности самолётного парк» (самолетов., не участвующих в полетах) в течение года |
|||
зимний |
летний • |
осенне зимний |
было в прошлом году |
планируется в текущем году |
||||||
305 |
5000 |
1000 |
3000 |
1000 |
112 |
100 |
50 |
167 |
14 |
10 |
• |
(3—4 с а- |
|||||||||
‘ |
молета) |
|||||||||
СлЭ |
||||||||||
S |
Сводная таблица простоев авиационной техники в течение
текущего года при производстве различных работ
(Трудозатраты личного состава, само лет о-дни)
Потери (простои), самолето-дни
Таблица 6.6 |
Состояние самолетного парка на 1 число месяца текущего года
|