Расчет расхода ресурса самолетов и двигателей

Для расчета расхода ресурса составляется план­график самолето-двигательного парка, в котором при­водятся расчеты, определяющие людские и материально­технические возможности, обеспеченность самолетами и двигателями и наиболее целесообразное расходование этих ресурсов в течение года.

При расчете расхода ресурса самолетов определяют следующие показатели:

— потребный годовой налет списочных (штатных) самолетов;

— потребное количество летных дней (ночей) в тече­ние года для выполнения плана летной работы;

— располагаемое количество рабочих дней (ночей) в году;

— среднее потребное число часов налета группой са­молетов в один летный день (ночь) для выполнения го­дового плана летной работы;

— планируемый средний годовой налет на один спи­сочный самолет; .

— среднее количество самолетов для обеспечения планируемого налета в один летный день (ночь), т. е. среднее количество самолетов, которое необходимо вы­делить на каждый день (ночь) полетов;

— средняя максимальная неисправность самолетно­го парка (в процентах или в единицах), которую можно ежедневно допускать в течение года, чтобы она не от­разилась на выполнении плана летной работы;

— общие «потери» рабочих дней всего самолетного парка на проведение регламентных работ, профилакти­ческого ремонта, замены двигателей и заводских дорабо­ток, простой неисправных самолетов и потери на других заданиях в течение года.

В процессе расчета расхода ресурса самолетного парка составляют таблицу с исходными данными (табл. 6.1), определяют летные показатели (рассчитыва­ют по формулам) и сводят их в таблицы (табл. 6.4 и 6.5). В табл. 6.4, 6.5, 6.6 соответственно показаны годо­вой расход ресурса авиационной техники в текущем го­ду, предполагаемые простои авиационной техники в те­чение текущего года при выполнении различных работ и

состояние самолетного парка на 1 января теку­щего года.

Исходные данные для расчета

Сведения о самолетном парке по состоянию на 1 ян­варя текущего года записываются в табл. 6.1.

Таблица 6.1

№ по пор.

Тип

самолета

Заводской (или бор­товой) номер самолета

Налетал с начала эксплуа­тации, час

Остаток техниче­ского ре­сурса само­лета до очередного ремонта, час

Какие выпол­нены послед­ние регламент­ные работы (25-, 50- или 100-часовые)

Остаток ресурса самолета до очеред­ного рег­ламента, час

1

2

3

4

5

6

7

S

*•

Летные показатели

1. Потребный годовой налет списочных (штатных) са­молетов (НГОд)’

НГОд = ПіКі + П2К2 + Нреа, (1)

Кі — количество экипажей руководящего летного состава авиационного парка;

П2 — налет в течение года, установленный каждо­му экипажу рядового летного состава, час;

Кг — количество экипажей рядового летного соста­ва авиационного парка;

Нрез — планируемый резервный налет для внеплано­вых заданий авиационного парка, час.

2. Потребное количество летных дней (ночей) в те­чение года для выполнения плана летной работы

где Лнед — количество летных дней в педелю;

м — количество летных недель в году (зимнем, летнем периоде).

3. Располагаемое количество рабочих дней (ночей) в году (Дгод):

Дгод=Ф-У, (3)

где Ф — количество дней календарного года;

У — нерабочие дни, занятия и др. .

4. Среднее потребное число часов налета группой самолетов в один летный день (ночь) для выполнения годового плана летной работы (Нл. д):

5. Планируемый средний годовой налет (исходят из предположения, что все самолеты имеют в среднем близкие между собой налеты) на один списочный са­молет (Hr. н):

где Сс. с — списочный состав самолетного парка, ед.

6. Среднее количество самолетов для обеспечения планируемого налета в один летный день, т. е. среднее количество, которое необходимо выделять на каждый день (ночь) полетов:

■ С„г=-^; (6)

Н. = ДВи (7)

где Сст— среднее (стартовое) количество самолетов, которое необходимо выделять на каждый день полетов;

Д — продолжительность стартового времени в лет­ный день, час

Вст — норма времени планируемого среднего нале­та на один летающий самолет за стартовое время, °/о (0,4, или 0,5, или 0,7 и т. д.).

7. Средняя максимальная неисправность самолет­ного парка в °/о, которую можно ежедневно допускать в течение года (сюда же включаются самолеты, выполня-

_ • 1

ч

ющие другие задания), имея в виду обязательное вы­полнение плана летной работы (Сц):

• С„ = £од_]00 т (8)

Агод ‘—с. с

где Дгод — количество рабочих дней в году;

Пгод — общие предполагаемые «потери» рабочих • дней всего самолетного • парка за год при проведении на самолетах различных работ.

8. Общие потери рабочих дней всего самолетного парка на проведение регламентных работ (Пр. р), заме­ну двигателей (П3.д), профилактический ремонт (Пщ)), заводские доработки (П3ав. дор), а также потери на простой самолетов неисправными (Пн) и на другие за­дания (Пд) в течение года (ПГОд):

ПгодПр. р + П3.д + Пар + Пзав. дор + Пн + Пд. (9)

9. Простой каждого самолета на регламентных ра­ботах в течение года (Пр. р ):

Пр. р = К25В25 + К50В50 + КюоВюо + * * * + КА, (10)

где К25, К50, Кюо, Кх — общее количество 25-, 50-,

100- и л:-часовых регламент­ных работ, запланирован­ных для выполнения в но­вом учебном году всему самолетному парку;

В25, В5о, Вюо, Вд: — нормы времени в рабочих

днях, затрачиваемые при выполнении соответственно 25-, 50-, 100- и х-часовых регламентных работ.

Планирование отхода авиационной техники на ре­гламентные работы, замену двигателей, капитальные и профилактические ремонты и заводские доработки по существующим бюллетеням рекомендуется проводить по табл. 6.2.

10. Простой самолетов в рабочих днях при замене авиационных двигателей в течение года (П3.д):

П3.Д = Кв. дВз. д, (11)

где Кз. д — количество самолетов, на которых заплани­рована замена авиационных двигателей в те­кущем году; —

В3.д—норма времени в рабочих днях, затрачиваемая на замену одного авиационного двигателя.

11. Простой самолетов в рабочих днях в течение го­да при проведении на них профилактических (средних) и капитальных ремонтов (П„Р):

ППр = КпрВпр» (12)

где Кпр — количество самолетов, на которых планирует­ся проведение профилактических (средних) и капитальных ремонтов в текущем году;

Впр—норма времени в рабочих днях, затрачивае­мая на один самолет при проведении профи­лактических (средних) и капитальных ремон­тов в текущем году.

Таблица 6.2

(Пример заполнения)

№ по пор.

Тип

самолета

Бортовой номер само­лета

Какое количество регламентных работ в году предполагается выполнить

Количество двигателей, подлежащих замене

Количество самолетов, отходящих в профилак­тический (средний) ремонт

і Количество самолетов, требующих заводских доработок

25-часовых

X

а

ш

о

о

со

ЕҐ

S

100-часовых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Одномо-

01

2

1′

1

1

2

торный

2

То же

02

3

1

1

1

3

3

>}

4

»

И т. д.

Итого:

12. Потери рабочих дней на выполнение различных заводских доработок на самолетах в течение года

(Пзав. дор) Г

где Кзав. дор — количество самолетов, на которых пред­полагается выполнять заводские доработ­ки в течение текущего года;

Взав. дор — норма времени в рабочих днях, затрачи­ваемая на один самолет при проведении заводских доработок.

Эти данные берутся из опыта прошлых лет. Кроме того, руководствуются поступившими заводскими бюл­летенями.

13. Простои самолетов в рабочих днях в течение года при устранении на них неисправностей и замене деталей или агрегатов (Пп):

* Пн = С0.оВн, (14)

где Сс. с — списочный состав самолетного парка;

Вн — норма времени в рабочих днях, затрачивае­мая при устранении неисправностей и замене деталей (агрегатов) на одном списочном са­молете в течение года.

Нормы времени В25, В50, Віоо, В*, В3.д, Впр, Взав. дор> В„ для каждого типа самолета будут свои и определяются из опыта работы технического состава предыдущего года.

Очевидно, все эти простои и потери времени для тех­нического состава являются трудовыми затратами.

Пример определения летных показателей

Предположим, что сведения о самолетном парке по состоянию на 1 января нового года составлены (табл. 6.2). Продолжительность стартового времени в летный день Д — 6 час (берется с летного плана). Поль­зуясь формулами (1) — (14), определяем:

1. Потребный годовой налет самолетов

Нгод=ПхКі + П2К2 + Нрез = 100 • 22 + 80 • 30 +

. +400 = 5000 час, .

где Пі = 100 час, Кі = 22, П2 = 80 час, Кг = 30 и Нрез — = 400 час берутся из летного плана.

2. Потребное количество летных дней (ночей) в тече­ние года для выполнения плана летной работы

Лгод=Лнед (Мі + М2)= 2 • (20 + 30) = 100 дней (ночей),

где Лнед = 2 ~ количество летных дней в неделю;

Mi = 20 — количество летных недель в зимний пе­риод;

М2 = 30 — количество летных недель в летний пе­риод.

Цифры зимнего и летнего периодов берутся из летного плана. .

3. Располагаемое количество рабочих дней (ночей) в году

ДгОД = Ф — У = 365 — 60 = 305 дней (ночей).

4. Средний налет часов в один летный день

Н„д= Нг-~- — ^5? — 50 час! день. д Лгод 100 ‘

5. Средний годовой налет на один списочный самолет

Нг. я — нГОд __5000 % час/самолет.

Со. о 30

6. Среднее количество самолетов, которое необходи­мо выделять на каждый день (ночь) полетов:

Сот= -Нд‘д-= ■ -50— 14 самолетов.

ДВст 6-0,6

Оказывается, для выполнения плана достаточно про­изводить полеты не на всех 30 самолетах, а всего лишь на 14, на остальных же можно организовать выполнение регламентных работ, заводских доработок, устранение неисправностей и выполнение других работ, технический состав с этих самолетов использовать на других трудо­емких работах, например, на замене двигателей, рассты­ковке фюзеляжей и др. ‘ , .

Кроме того, когда на старте находится меньше само­летов, на них можно более -интенсивно организо­вать полеты и обеспечить непрерывное наблюдение за каждым самолетом, находящимся в. воздухе. К тому же подготовка самолетов к очередному вылету будет про­изводиться без спешки, суеты и опозданий, четко будет выполняться плановая таблица и эффективнее исполь­зоваться авиационная техника.

7. Потери рабочих дней самолетами вследствие про­ведения на них различных работ:

Пгод Пр. р +■ Пз. д ППр “I — Пзав. дор ————————

= 392 + 50 + 300 +120+ 120 = 982 самолето-дней.

Составляющие этого выражения определяют так:

1) После определения среднего налета на один само­лет (167 час/самолет) составляют табл. 6.2 и, суммируя данные в графах 4, 5 и 6 для всего самолетного парка, находят общее количество самолетов, на которых в те­чение года потребуется провести 25-, 50- и 100-часовые регламентные работы (в примере К25 = 98, К50 = 49 и Кюо = 49 самолетов). На выполнение 25-часовых регла­ментных работ требуется 1 день (В25 =1), 50-часовых — 2 дня (В50 = 2) и 100-часовых — 4 дня (В10о = 4). Тогда количество рабочих дней на выполнение регламентных работ на самолетах всего парка составит

Пр. р = К25В25 + К50В50 + КюоВюо = 98 • 1+49-2 +

+ 49.4 = 392 самолето-дней.

2) Исходя из годового плана налета НГОд = 5000 час, потребуется за год установить примерно 25 (Кз. д = 25) двигателей с 200-часовым ресурсом. В результате затра­ты времени на замену авиадвигателей (при затрате двух рабочих дней — В3.д = 2—на замену одного двигателя) составят

# ■

П8.д—К8.дВ8.„ = 25 -2 = 50 самолето-дней.

3) Затраты времени на профилактический ремонт (ППр) берутся на основании плана отхода самолетов в профилактический (средний) ремонт. Если профилакти­ческий (средний) ремонт на одном самолете выполнять за 20 рабочих дней (Впр = 20), то для 15 самолетов (Кпр = 15) общие затраты составят

ППр = КпрВПр= 15 • 20 = 300 самолето-дней.

4) Предположим, что на заводские доработки будет затрачено в течение года по четыре дня. на каждый са­молет (Взав. дор = 4). Тогда общие потери рабочих дней па заводские доработки составят (Кзав. дор = 30, так как доработки надо делать на всех самолетах)

Пзав. дор ■—- Квав. дорВвав. дор — 30 •’ 4 —- 120 СаМОЛЄТО-днЄІЛ.

5) Также будем считать, что на устранение неисправ­ностей потребуется в среднем в течение года по четыре дня на каждый самолет (Вн = 4). Тогда общее количе­
ство рабочих дней, израсходованных на устранение не­исправностей на самолетах (Сс. с = 30), будет равно

Пн = С0.оВн== 30 • 4 = 120 самояето-дней.

6) Далее определяем, какую среднюю максимальную неисправность самолетного парка (в %) можно еже­дневно допускать в течение года, имея в виду обяза­тельное выполнение плана летной работы:

982 • 100

30 • 305

Снеио ^ 3 — 4 самолета.

Это значит, что при выполнении всех перечисленных выше работ только три — четыре самолета ежедневно не будут участвовать в полетах, т. е. они будут считать­ся неисправными.

При необходимости аналогичные расчеты производят­ся для 85, 90, 100 и ПО летных дней и полученные ре­зультаты сводятся в табл. 6.3.

Количество плани­руемых летных дней в году

Средний плани­руемый налет самолетов в день

Потребное коли­чество самолетов для выполнения запланированного налета в летный день

Примечание

1

2

3

4

85

90

95

100

ПО

И т. д.

Результаты подсчетов сводятся в табл. 6.4, 6.5, 6.6.

Сводная таблица годовых показателей авиационного обеспечения плана летной работы

Количе­ство рабо­чих дней в году

Планируе­мый годо­вой налет авиапарка. час

Пчанируемый расход летных часов в периоды

Количество летных дней в году

Планируе­мый сред­ний налет в летный день стар­товыми самоле­тами. час

Средний годо­вой налет на один спи­сочный самолет, час! само лет

Потребное количество самолетов (участвую­щих в по­летах) для выполне­ния плана в летный день, ед

Средний ежеднев­ный про­цент неис­правности самолёт­ного парк» (самолетов., не участ­вующих в полетах) в течение года

зимний

летний

осенне­

зимний

было

в прошлом году

плани­руется в текущем году

305

5000

1000

3000

1000

112

100

50

167

14

10

(3—4 с а-

молета)

СлЭ

S

Сводная таблица простоев авиационной техники в течение
текущего года при производстве различных работ

(Трудозатраты личного состава, само лет о-дни)

Потери (простои), самолето-дни

на регла­ментах

р )

на замене двигате­лей (П3 д )

на профи­лактиче­ском ремон­те (Пп р )

на заводские доработки (Пзав. дор )

на замене деталей и при устранении неисправностей (Пн)

суммарные потери всего самолетного парка за год

392

50

300

120

120

082

Таблица 6.6

Состояние самолетного парка на 1 число месяца текущего года

Тип

самолета

и ^

f — £ со

*0 н

о а

я

Количество самолетов, по списку, из них

Предпола­гается поступ­ление само­летов

Количество самолетов на

Примеча — • ние

о.

о

с

о

а

£

Количество С£ положенное лс

исправных

неисправных

I количество 1

сроки полу­чения

других аэро­дромах или в ремонтных предприятиях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I

Легкие

боевые

25

20

3

2

Февраль

2

Легкие

учебные

5

2

1

1

Март — май

Один в ре­монте на авиаремонт­ном заводе

Ожи­дается выход из ремон­та 15.1